Мы часто слышим: «молодёжь не посещает библиотеки». Почему это происходит? Поисковик выдаёт добрую сотню исследований на данную тему. Ответы респондентов расходятся. Опрошенным хотелось бы видеть постоянно обновляющийся разнообразный книжный фонд, комфортность библиотеки, её современность, использование электронных технологий.

Если же библиотека уже преобразилась, благодаря различным программам реновации, оборудована по последнему слову техники и дизайна, готова принять посетителей, обеспечить литературой, обучением, досугом, а людей не стало больше? Сделано, это не значит, что об этом узнали. Сохранились стереотипы. Тут всплывает другая причина: недостаточность информирования (реклама), закрытость (отсутствие странички/фотографий в социальных сетях).

Свой опрос среди подрастающего поколения провела и команда МАУК «Культурно-Досугового Центра», на базе которого работает единственная на территории города Нововоронеж общедоступная библиотека.

Все озвученные выше причины мелькали в ответах, но чаще всего ребята ссылались на «внутренние» факторы. Подростки в первую очередь, хотят принять участие в чём-то «ярком», «нескучном», «весёлом», «подвижном». Многие честно признались, что мероприятия библиотекарей часто «одинаковые» и «сидеть ещё и в библиотеке после школы неохота!». 

С учётом мнения потенциальных читателей, в соавторстве с подростками, с активным их привлечением и вовлечением на всех этапах, был разработан и реализуется проект «Книжное проДВИЖЕНИЕ». В просветительскую деятельность библиотеки (консультирование, подбор и выдача литературы, лекции) добавлен элемент геймификации. 

Помещение библиотеки оснастили необходимым оборудованием для обучения и обмена идеями. Здесь появились: магнитно-маркерная доска, цветной принтер, яркий реквизит. Проведены игры и конкурсы, подготовленные с участием ребят. Например, «Кто самый умный?»: участники активно отвечали на вопросы, решали головоломки и угадывали известных личностей по портретам. Конкурс «Загадки»: присутствующие с большим энтузиазмом искали спрятанные в читальном зале QR-коды, расшифровали их и давали правильные ответы. 

Ростовая кукла «Читайка», недавно поселившаяся в общественном книжном пространстве, помогает ребятам проводить игру «Как пройти в библиотеку». Яркий персонаж – книга привлекает внимание прохожих на улице, заводит разговор, задаёт вопросы. Дети-организаторы раздают буклеты и сладкие призы, рассказывают о мероприятиях библиотеки. По убеждению команды проекта, заряженный идеей подросток порой может убедить своего сверстника присоединиться к проекту лучше самого компетентного взрослого. 

Когда это игра, взрослые не критики, а помощники-наставники, не давит груз ответственности, даже неудача может повернуться на пользу. Городская библиотека является активной участницей Всероссийской уличной акции «Бегущая книга». Ребята с радостью откликнулись и решили помочь, однако вскоре им стало понятно, что задавать прохожим вопросы, выданные библиотекарями, не всегда просто. Они не знали значение некоторых слов, запинались. Небольшая растерянность – не повод расстраиваться, к следующей акции ребята подготовились, прочли нужные произведения и справились.

Добавляя игровые элементы, не стоит забывать, что для подростков всё происходящее – эмоции, развитие, обучение, доверие к наставникам – серьёзно. В проекте «Книжное проДВИЖЕНИЕ» юные организаторы будут на равных принимать участие в оценке промежуточных и конечных результатов, влиять на ход реализации инициативы.

Проект стал победителем конкурса Фонда Тимченко «Среда возможностей». Оператор конкурса БФ «Добрый город Петербург» 

Источник: БФ «Добрый город Петербург»